Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 февраля 2010г. N 16299

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ

от 23 ноября 2009 г. N 655

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ

ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

КонсультантПлюс: примечание.

Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 N 280утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 15.05.2010 N337, утвердившего Положение о Министерстве образования и науки РоссийскойФедерации.

Нормы пункта 5.2.8 прежнего Положениясоответствуют нормам пункта 5.2.7 нового Положения о Министерстве образования инауки РФ.

 

В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения оМинистерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденногоПостановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280(Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 42,ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N14, ст. 1662), приказываю:

Утвердить прилагаемые федеральные государственныетребования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольногообразования и ввести их в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.

 

Министр

А.ФУРСЕНКО

 

 

 

 

 

Приложение

 

Утверждены

Приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

от 23 ноября 2009 г. N 655

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

I. Общие положения

 

1.1. Настоящие федеральные государственныетребования устанавливают нормы и положения, обязательные при реализацииосновной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательнымиучреждениями, имеющими государственную аккредитацию (далее - образовательныеучреждения), в части определения структуры основной общеобразовательнойпрограммы дошкольного образования, в том числе соотношения ее частей, ихобъема, а также соотношения обязательной части основной общеобразовательнойпрограммы и части, формируемой участниками образовательного процесса.

1.2. Федеральные требования учитывают особенностиреализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования длядетей с ограниченными возможностями здоровья.

1.3. На основе федеральных требованийразрабатываются:

примерная основная общеобразовательная программадошкольного образования;

примерная основная общеобразовательная программадошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

1.4. На основе федеральных требованийосуществляется экспертиза основных общеобразовательных программ дошкольногообразования при лицензировании образовательной деятельности и государственнойаккредитации образовательных учреждений.

 

II. Требования к структуреосновной общеобразовательной

программы дошкольного образования

 

2.1. Основная общеобразовательная программадошкольного образования (далее - Программа) разрабатывается, утверждается иреализуется в образовательном учреждении на основе примерных основныхобщеобразовательных программ дошкольного образования, разработка которыхобеспечивается уполномоченным федеральным государственным органом на основефедеральных требований.

2.2. Программа определяет содержание и организациюобразовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена наформирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностныхкачеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающихсоциальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольноговозраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитиидетей.

2.3. Содержание Программы включает совокупностьобразовательных областей, которые обеспечивает разностороннее развитие детей сучетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям -физическому, социально-личностному, познавательно-речевому ихудожественно-эстетическому.

2.4. Программа должна:

соответствовать принципу развивающего образования,целью которого является развитие ребенка;

сочетать принципы научной обоснованности ипрактической применимости (содержание программы должно соответствовать основнымположениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметьвозможность реализации в массовой практике дошкольного образования);

соответствовать критериям полноты, необходимости идостаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только нанеобходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному"минимуму");

обеспечивать единство воспитательных, развивающихи обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, впроцессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которыеимеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

строиться с учетом принципа интеграцииобразовательных областей в соответствии с возрастными возможностями иособенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательныхобластей;

основываться на комплексно-тематическом принципепостроения образовательного процесса;

предусматривать решение программныхобразовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей исамостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственнообразовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов всоответствии со спецификой дошкольного образования;

предполагать построение образовательного процессана адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьмидошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

2.5. Программа состоит из двух частей:

1) обязательной части;

2) части, формируемой участниками образовательногопроцесса.

2.6. Обязательная часть Программы должна бытьреализована в любом образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательнуюпрограмму дошкольного образования. Обеспечивает достижение воспитанникамиготовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенкадля успешного освоения им основных общеобразовательных программ начальногообщего образования. В группах компенсирующей и комбинированной направленностиобязательная часть программы включает в себя деятельность по квалифицированнойкоррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей сограниченными возможностями здоровья.

2.7. Часть Программы, формируемая участникамиобразовательного процесса, отражает: 1) видовое разнообразие учреждений,наличие приоритетных направлений деятельности, в том числе по обеспечениюравных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательныхучреждениях, по проведению санитарно-гигиенических, профилактических иоздоровительных мероприятий и процедур, по физическому, социально-личностному,познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию детей (кромедеятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или)психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья); 2)специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, вкоторых осуществляется образовательный процесс.

2.8. Время, необходимое для реализации Программы,составляет от 65% до 80% времени пребывания детей в группах с 12-ти часовымпребыванием в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей ипотребностей, а также вида группы, в которой Программа реализуется.

2.9. Объем обязательной части Программы составляетне менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а части,формируемой участниками образовательного процесса - не более 20% общего объемаПрограммы.

2.10. В зависимости от направленностифункционирующих в образовательном учреждении групп детей дошкольного возраста -общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной или комбинированной - могутприменяться различные варианты соотношения обязательной части Программы ичасти, формируемой участниками образовательного процесса, с учетом приоритетнойдеятельности образовательного учреждения.

Для всех образовательных учреждений, имеющихгруппы для детей старшего дошкольного возраста, в Программе отражаетсяприоритетная деятельность образовательного учреждения по обеспечению равныхстартовых возможностей для обучения детей в образовательных учреждениях,реализующих основную образовательную программу начального общего образования.

2.11. Общий объем обязательной части Программырассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основныминаправлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время,отведенное на:

образовательную деятельность, осуществляемую впроцессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной,трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной,музыкально-художественной, чтения);

образовательную деятельность, осуществляемую входе режимных моментов;

самостоятельную деятельность детей;

взаимодействие с семьями детей по реализацииосновной общеобразовательной программы дошкольного образования.

2.12. Общий объем обязательной части основнойобщеобразовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья,которая должна быть реализована в группах компенсирующей и комбинированнойнаправленности, рассчитывается с учетом направленности программы, всоответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития,спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на:

образовательную деятельность, осуществляемую впроцессе организации различных видов детской деятельности (игровой,коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной,музыкально-художественной, чтения) с квалифицированной коррекцией недостатков вфизическом и (или) психическом развитии детей;

образовательную деятельность с квалифицированнойкоррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей,осуществляемую в ходе режимных моментов;

самостоятельную деятельность детей;

взаимодействие с семьями детей по реализацииосновной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей сограниченными возможностями здоровья.

2.13. В группах сокращенного дня икратковременного пребывания в целях сохранения качества дошкольного образованияприоритетной является образовательная деятельность, осуществляемая в процессеорганизации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной,трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной,музыкально-художественной, чтения), и образовательная деятельность,осуществляемая в ходе режимных моментов.

2.14. Обязательная часть Программы должнасодержать следующие разделы:

1) пояснительная записка;

2) организация режима пребывания детей вобразовательном учреждении;

3) содержание психолого-педагогической работы поосвоению детьми образовательных областей "Физическая культура","Здоровье", "Безопасность", "Социализация","Труд", "Познание", "Коммуникация", "Чтениехудожественной литературы", "Художественное творчество","Музыка";

4) содержание коррекционной работы (для детей сограниченными возможностями здоровья);

5) планируемые результаты освоения детьми основнойобщеобразовательной программы дошкольного образования;

6) система мониторинга достижения детьмипланируемых результатов освоения Программы.

 

III. Требования к разделамобязательной части основной

общеобразовательной программы дошкольногообразования

 

3.1. Пояснительная записка должна раскрывать:

1) возрастные и индивидуальные особенностиконтингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении;

2) приоритетные направления деятельностиобразовательного учреждения по реализации основной общеобразовательнойпрограммы дошкольного образования;

3) цели и задачи деятельности образовательногоучреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольногообразования;

4) особенности осуществления образовательногопроцесса (национально-культурные, демографические, климатические и другие);

5) принципы и подходы к формированию Программы.

3.2. Организация режима пребывания детей вобразовательном учреждении включает:

1) описание ежедневной организации жизни идеятельности детей в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностейи социального заказа родителей, предусматривающая личностно-ориентированныеподходы к организации всех видов детской деятельности;

2) проектирование воспитательно-образовательногопроцесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными ивозрастными особенностями.

3.3. Содержание психолого-педагогической работы поосвоению детьми образовательных областей "Физическая культура","Здоровье", "Безопасность", "Социализация","Труд", "Познание", "Коммуникация", "Чтениехудожественной литературы", "Художественное творчество","Музыка" ориентировано на развитие физических, интеллектуальных иличностных качеств детей. Задачи психолого-педагогической работы поформированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаютсяинтегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами,отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательнымпсихологическим сопровождением.

3.3.1. Содержание образовательной области"Физическая культура" направлено на достижение целей формирования удетей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой,гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:

развитие физических качеств (скоростных, силовых,гибкости, выносливости и координации);

накопление и обогащение двигательного опыта детей(овладение основными движениями);

формирование у воспитанников потребности вдвигательной активности и физическом совершенствовании.

3.3.2. Содержание образовательной области"Здоровье" направлено на достижение целей охраны здоровья детей иформирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:

сохранение и укрепление физического и психическогоздоровья детей;

воспитание культурно-гигиенических навыков;

формирование начальных представлений о здоровомобразе жизни.

3.3.3. Содержание образовательной области"Безопасность" направлено на достижение целей формирования основбезопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылокэкологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующихзадач:

формирование представлений об опасных для человекаи окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

приобщение к правилам безопасного для человека иокружающего мира природы поведения;

передачу детям знаний о правилах безопасностидорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

формирование осторожного и осмотрительногоотношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природыситуациям.

3.3.4. Содержание образовательной области"Социализация" направлено на достижение целей освоения первоначальныхпредставлений социального характера и включения детей в систему социальныхотношений через решение следующих задач:

развитие игровой деятельности детей;

приобщение к элементарным общепринятым нормам иправилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

формирование гендерной, семейной, гражданскойпринадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировомусообществу.

3.3.5. Содержание образовательной области"Труд" направлено на достижение цели формирования положительногоотношения к труду через решение следующих задач:

развитие трудовой деятельности;

воспитание ценностного отношения к собственномутруду, труду других людей и его результатам;

формирование первичных представлений о трудевзрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

3.3.6. Содержание образовательной области"Познание" направлено на достижение целей развития у детейпознавательных интересов, интеллектуального развития детей через решениеследующих задач:

сенсорное развитие;

развитие познавательно-исследовательской ипродуктивной (конструктивной) деятельности;

формирование элементарных математическихпредставлений;

формирование целостной картины мира, расширениекругозора детей.

3.3.7. Содержание образовательной области"Коммуникация" направлено на достижение целей овладенияконструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьмичерез решение следующих задач:

развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

развитие всех компонентов устной речи детей(лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороныречи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах ивидах детской деятельности;

практическое овладение воспитанниками нормамиречи.

3.3.8. Содержание образовательной области"Чтение художественной литературы" направлено на достижение целиформирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решениеследующих задач:

формирование целостной картины мира, в том числепервичных ценностных представлений;

развитие литературной речи;

приобщение к словесному искусству, в том числеразвитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

3.3.9. Содержание образовательной области"Художественное творчество" направлено на достижение целейформирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности,удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:

развитие продуктивной деятельности детей(рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

развитие детского творчества;

приобщение к изобразительному искусству.

3.3.10. Содержание образовательной области"Музыка" направлено на достижение цели развития музыкальности детей,способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:

развитие музыкально-художественной деятельности;

приобщение к музыкальному искусству.

Основные общеобразовательные программы содержатперечень необходимых для осуществления воспитательно-образовательного процессапрограмм, технологий, методических пособий.

3.4. Раздел программы "Содержаниекоррекционной работы" разрабатывается при воспитании в образовательномучреждении детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Содержание коррекционной работы должно бытьнаправлено на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или)психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностямиздоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении Программы.

Содержание коррекционной работы должно обеспечивать:

выявление особых образовательных потребностейдетей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в ихфизическом и (или) психическом развитии;

осуществление индивидуально ориентированнойпсихолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностямиздоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальныхвозможностей детей (в соответствии с рекомендациямипсихолого-медико-педагогической комиссии);

возможность освоения детьми с ограниченнымивозможностями здоровья Программы и их интеграции в образовательном учреждении.

Указанный раздел должен содержать перечень,содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционныхмероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностейдетей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в образовательномучреждении и освоение ими Программы, предусматривающих в том числе:

описание системы комплексногопсихолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностямиздоровья в условиях образовательного процесса, включающегопсихолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления их особыхобразовательных потребностей, мониторинг динамики развития детей, их успешностив освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования,планирование коррекционных мероприятий;

описание специальных условий обучения и воспитаниядетей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе безбарьерной среды ихжизнедеятельности, использование специальных образовательных программ и методовобучения и воспитания, специальных методических пособий и дидактическихматериалов, технических средств обучения коллективного и индивидуальногопользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детямнеобходимую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционныхзанятий.

В содержании коррекционной работы должно бытьотражено взаимодействие в разработке и реализации коррекционных мероприятийвоспитателей, специалистов образовательного учреждения (музыкальногоруководителя, воспитателя или инструктора по физической культуре, другихпедагогов), специалистов в области коррекционной педагогики, медицинскихработников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихсяв области оказания поддержки детям с ограниченными возможностями здоровья.

В случае невозможности комплексного усвоениявоспитанником Программы из-за тяжести физических и (или) психических нарушений,подтвержденных в установленном порядке психолого-медико-педагогическойкомиссией, содержание коррекционной работы формируется с акцентом насоциализацию воспитанника и формирование практически-ориентированных навыков.

3.5. Планируемые результаты освоения детьмиосновной общеобразовательной программы дошкольного образования подразделяютсяна итоговые и промежуточные.

Планируемые итоговые результаты освоения детьмиосновной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описыватьинтегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоенияПрограммы:

физически развитый, овладевший основнымикультурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физическиекачества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняетдоступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правилаздорового образа жизни;

любознательный, активный. Интересуется новым,неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своемвнутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельнодействовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). Вслучаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое,заинтересованное участие в образовательном процессе;

эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоцииблизких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальныеи художественные произведения, мир природы;

овладевший средствами общения и способами взаимодействиясо взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные иневербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивнымиспособами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обмениваетсяпредметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стильобщения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;

способный управлять своим поведением и планироватьсвои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающийэлементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенкапреимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, атребованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том"что такое хорошо и что такое плохо". Ребенок способен планироватьсвои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правилаповедения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте,магазине, поликлинике, театре и др.);

способный решать интеллектуальные и личностныезадачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельноусвоенные знания и способы деятельности для решения готовых задач (проблем),поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации можетпреобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложитьсобственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;

имеющий первичные представления о себе, семье,обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе,собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу;о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейныхобязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; огосударстве и принадлежности к нему; о мире;

овладевший универсальными предпосылками учебнойдеятельности -умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого ивыполнять его инструкции;

овладевший необходимыми умениями и навыками. Уребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различныхвидов детской деятельности.

Промежуточные результаты освоения Программыраскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждыйвозрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей.

3.6. Система мониторинга достижения детьмипланируемых результатов освоения Программы (далее - система мониторинга) должнаобеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатовосвоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей ивключать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.

В процессе мониторинга исследуются физические,интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком,бесед, экспертных оценок, критериально-ориентированных методик нетестовоготипа, критериально-ориентированного тестирования, скрининг-тестов и др.Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетаниенизко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высокоформализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов,обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.

Периодичность мониторинга устанавливаетсяобразовательным учреждением и должна обеспечивать возможность оценки динамикидостижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлениювоспитанников и не нарушать ход образовательного процесса.

Содержание мониторинга должно быть тесно связано собразовательными программами обучения и воспитания детей.

Обязательным требованием к построению системымониторинга является использование только тех методов, применение которыхпозволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки.

 

Бесплатный хостинг uCoz